Доклад «Роль педагога в свете обновлённого содержания образования»
/взгляд учителя-практика на процесс реализации обновления содержания образования в школе/
21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан [1]. Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования к учителям начальных классов, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов, стратегий, подходов в обучении учащихся начальных классов.
Главная задача учителя начальных классов – научить детей учиться, самостоятельно добывать знания и уметь применять их в конкретных жизненных ситуациях, помочь ребенку стать гармонично развитой, конкурентоспособной личностью, быть фальсифитатором учебного процесса: как можно меньше говорить самому и давать больше возможности это делать ученикам, создавать комфортную среду для познания, направлять учебную деятельность школьника.
Перед нами возникают проблемы: Чему учить? Как учить, чтобы знания, полученные на уроке, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью? Как повысить качество обучения младших школьников?
В поисках решения этих проблем складывается система работы. Проблема формирования и активизации учебно – познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно – познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить её формирование, зависит успешность процесса обучения, развития личности в целом.
Как уже говорилось, учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому ставится цель – развивать познавательную деятельность учащихся посредством использования отдельных форм и методов обучения на уроках, выступающих как условие успешности обучения.
Одним из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является разнообразие форм организации обучения. Необходимо включение учеников в активную деятельность, использование при этом
разнообразных форм, методов познавательной деятельности. Всё это значительно расширяет учебно - воспитательные возможности урока.
Наиболее эффективным методом могут выступать нестандартные формы уроков. Но современный урок все больше и больше становится необычным по своей форме. Современная школа должна не только сформировать у
учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Это, уроки – путешествия, конкурсы, интегрированные уроки, уроки – сказки, тематические игровые уроки. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Использование ИКТ делают учебный процесс интереснее и эффективнее. Так интернет становится привычной средой обучения, поискам интересного материала к урокам, способствует обмену новыми знаниями и идеями.
В практике мы активно применяем технологию интерактивного обучения. Интерактивные методы и приемы обучения: мозговой штурм, ролевые игры, незаконченное предложение, работа в малых группах расширяют кругозор детей, способствуют развитию речи учащихся, раскрывают их потенциальные возможности и учат работать в группе.
Любому учителю всегда хочется сделать больше и лучше. Учитель всегда стремится найти новые пути достижения этой цели.
Область эффективного обучения и преподавания не является исключением. Важно подумать о следующем:
· Довольны ли вы своими методами преподавания?
· Почему вы заинтересованы в интеграции методов активного обучения и
преподавания в существующую практику?
· Как вы можете улучшить существующую практику?
· Чего вы надеетесь достичь?
Используя активную методологию обучения, мы надеемся на то, что учащиеся придут не только к более
глубокому пониманию затронутых проблем, но также у них вырастит мотивация и энтузиазм.
Стоит подумать о следующих вопросах, чтобы увеличить мотивацию учеников:
· Соответствуют ли упражнения возрасту?
· Полностью ли учащиеся осознают цели работы?
· Есть ли у самих учащихся возможность содействовать работе?
· Имеют ли все учащиеся одинаковую возможность участвовать в работе?
· Достаточно ли разнообразия в ваших видах работы?
Многие учителя и ученики будут находиться на разных этапах опыта, уверенности и развития навыков в отношении активной методологии. Это необходимо принимать во внимание во время планирования уроков.
Атмосфера в классе влияет на то, как чувствуют и ведут себя учитель и учащиеся.
Она должна поощрять активное обучение и преподавание.
Учащиеся, которые проявляют активность на уроке, накладывают обязательства на роль учителя. Происходит сдвиг от модели, где центральную роль выполняет учитель, к подходу, сконцентрированному на ученике. Также происходит сдвиг от учебы, определяемой конечным результатом, к учебе, где главную роль играет процесс. Эти изменения способствуют тому, чтобы учитель размышлял не только об основных принципах учебы и преподавания, но и об их роли в этом процессе.
В атмосфере активного обучения учителю часто отводится роль посредника, который поддерживает учеников в их учебе и развитии навыков в обсуждении, принятии решений, независимой работе и работе в команде. Важно участие учеников в учебном процессе. Иногда учителю следует принять на себя определенную роль в попытке расширить границы обучения в классе и заставить учеников по - новому взглянуть на какие - то вещи.
Итак, что, по моему мнению, требуется от учителя? Это умение:
-формулировать учебные цели для достижения результатов;
-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса ;
- создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной
направленности;
- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированного ряда компетентностей:
Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения;
Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков,
целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.
Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам:
1. Валидности
2. Систематичности
3. Последовательности
4. Объективности
5. Прозрачности
6. Рекомендованности
7. Достоверности-
8. Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание). Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти.
Результаты обучения в школе детей потребуют от нас ,педагогов, всестороннего и объективного оценивания
успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.
В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.
Хотелось бы, чтобы задания, которые используются на уроках и во внеурочное время, помогут учащимся оставаться любознательными, проявлять высокую познавательную активность и понять, что умственный труд – это большая радость.
Использованная литература
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы Жол - путь
в будущее» // www.аkorda.kz
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва:
Издательский центр Академия, 2003г.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва:
Изд - во Педагогика,1979г.