"Ақмола облысы Білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімінің Қабанбай батыр ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" КММ
КГУ «Общеобразовательная школа села Кабанбай батыр отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области" 

Біз әлеуметтік желідеміз

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

20.03.2018

Доклад «Роль  педагога в свете обновлённого содержания образования»

/взгляд учителя-практика на процесс реализации обновления содержания образования в школе/

    21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан [1]. Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования к учителям начальных классов, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов, стратегий, подходов в обучении учащихся начальных классов.

  Главная задача учителя начальных классов – научить детей учиться, самостоятельно добывать знания и уметь применять их в конкретных жизненных ситуациях, помочь ребенку стать гармонично развитой, конкурентоспособной личностью, быть фальсифитатором учебного процесса: как можно меньше говорить самому и давать больше возможности это делать ученикам, создавать комфортную среду для познания, направлять учебную деятельность школьника.

  Перед нами возникают проблемы: Чему учить? Как учить, чтобы знания, полученные на уроке, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью? Как повысить качество обучения младших школьников?

  В поисках решения этих проблем складывается система работы. Проблема формирования и активизации учебно  – познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно – познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить её формирование, зависит успешность процесса обучения, развития личности в целом.

  Как уже говорилось, учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому ставится цель – развивать познавательную деятельность учащихся посредством использования отдельных форм и методов обучения на уроках, выступающих как условие успешности обучения.

 Одним из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является разнообразие форм организации обучения. Необходимо включение учеников в активную деятельность, использование при этом

разнообразных форм, методов познавательной деятельности. Всё это значительно расширяет учебно - воспитательные возможности урока.

  Наиболее эффективным методом могут выступать нестандартные формы уроков. Но современный урок все больше и больше становится необычным по своей форме. Современная школа должна не только сформировать у

учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Это, уроки – путешествия, конкурсы, интегрированные уроки, уроки – сказки, тематические игровые уроки. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

  Использование ИКТ делают учебный процесс интереснее и эффективнее. Так интернет становится привычной средой обучения, поискам интересного материала к урокам, способствует обмену новыми знаниями и идеями.

  В практике мы активно применяем технологию интерактивного обучения. Интерактивные методы и приемы обучения: мозговой штурм, ролевые игры, незаконченное предложение, работа в малых группах расширяют кругозор детей, способствуют развитию речи учащихся, раскрывают их потенциальные возможности и учат работать в группе.

  Любому учителю всегда хочется сделать больше и лучше. Учитель всегда стремится найти новые пути достижения этой цели.

Область эффективного обучения и преподавания не является исключением. Важно подумать о следующем:

· Довольны ли вы своими методами преподавания?

· Почему вы заинтересованы в интеграции методов активного обучения и

преподавания в существующую практику?

· Как вы можете улучшить существующую практику?

· Чего вы надеетесь достичь?

Используя активную методологию обучения, мы надеемся на то, что учащиеся придут не только к более

глубокому пониманию затронутых проблем, но также у них вырастит мотивация и энтузиазм.

Стоит подумать о следующих вопросах, чтобы увеличить мотивацию учеников:

· Соответствуют ли упражнения возрасту?

· Полностью ли учащиеся осознают цели работы?

· Есть ли у самих учащихся возможность содействовать работе?

· Имеют ли все учащиеся одинаковую возможность участвовать в работе?

· Достаточно ли разнообразия в ваших видах работы?

  Многие учителя и ученики будут находиться на разных этапах опыта, уверенности и развития навыков в отношении активной методологии. Это необходимо принимать во внимание во время планирования уроков.

Атмосфера в классе влияет на то, как чувствуют и ведут себя учитель и учащиеся.

Она должна поощрять активное обучение и преподавание.

  Учащиеся, которые проявляют активность на уроке, накладывают обязательства на роль учителя. Происходит сдвиг от модели, где центральную роль выполняет учитель, к подходу, сконцентрированному на ученике. Также происходит сдвиг от учебы, определяемой конечным результатом, к учебе, где главную роль играет процесс. Эти изменения способствуют тому, чтобы учитель размышлял не только об основных принципах учебы и преподавания, но и об их роли в этом процессе.

В атмосфере активного обучения учителю часто отводится роль посредника, который поддерживает учеников в их учебе и развитии навыков в обсуждении, принятии решений, независимой работе и работе в команде. Важно участие учеников в учебном процессе. Иногда учителю следует принять на себя определенную роль в попытке расширить границы обучения в классе и заставить учеников по - новому взглянуть на какие - то вещи.

Итак, что, по моему мнению,  требуется от учителя? Это умение:

-формулировать учебные цели для   достижения результатов;

-строить учебный процесс  по организации усвоения  учебного материала;

-готовить учебные материалы  в соответствии с  учебными целями;

- использовать  потенциал информационной среды для  учебного процесса ;

- создавать условия для опережающего развития учащихся в  и личностно-деятельностной

направленности;

- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

- оценивать текущие результаты, направленные  на достижение поставленных целей.

   Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированного ряда компетентностей:

Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно вы­соком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятель­ностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения;

Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков,

целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.

Очень много внимания будет уделено изменению  системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам:

1.     Валидности

2.     Систематичности

3.     Последовательности

4.     Объективности

5.     Прозрачности

6.     Рекомендованности

7.     Достоверности-

8.     Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание). Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает  способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти.

  Результаты обучения в школе детей потребуют от нас ,педагогов,  всестороннего  и объективного оценивания

успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного.  Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.

  В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.

  Хотелось бы, чтобы задания, которые используются на уроках и во внеурочное время, помогут учащимся оставаться любознательными, проявлять высокую познавательную активность и понять, что умственный труд – это большая радость.  

Использованная литература  

1.     Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы Жол - путь

в будущее» // www.аkorda.kz

2.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва:

Издательский центр Академия, 2003г.

3.     Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва:

Изд - во Педагогика,1979г.

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1481


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст