Программа развития инклюзивного образования
Государственное учреждение «Средняя школа № 41 аула Кабанбай батыра»
Целиноградского района Акмолинской области
Пояснительная записка
В школе организация инклюзивного образования является актуальной, так как здесь обучаются дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды (домашнее обучение).
Общее количество детей обучающихся в школе - 1227, детей с ООП - 57 (26%), из них детей-инвалидов – 14.
|
Виды нарушений |
На уровне начального образования |
На уровне основного образования |
На уровне среднего общего образования |
|
Нарушение речи |
22 |
2 |
|
|
ЗПР |
5 |
5 |
|
|
Нарушение ОДА |
2 |
2 |
|
|
Слабослышащие |
1 |
1 |
|
|
Слабовидящие |
1 |
1 |
1 |
|
Нарушение интеллекта |
2 |
6 |
|
|
Соматические заболевания |
2 |
3 |
1 |
|
|
35 |
20 |
2 |
В настоящее время в школе с каждым годом увеличивается количество детей, которые относятся к категории лиц с особыми образовательными потребностями.

Данная программа является продолжением работы коллектива общеобразовательной школы села Кабанбай батыр по обеспечению условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями, начатой в 2014 году.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование, гарантия прав детей на получение образования закреплена в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан:
- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» - 8 августа 2002 г. № 345 (с дополнениями на 01.04.2019г)
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г №319 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.06.2020г )
-Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»- от 11.07. 2002г №343(3 декабря 2015 г)
-Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13.04.2005г
В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы определены основные цели повышения качества образования, предусмотрено 5 направлений, 11 задач, подчеркнута важность получения качественного инклюзивного образования.
Для реализации Программы школа располагает локальными актами:
- Положение об инклюзивном образовании
- Положение о социально-психологической службе
- Положение о логопедическом пункте
- Положение об организации обучения на дому
- Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме
Анализируя деятельность школы за последние годы можно выделить следующие ресурсы, позволяющие осуществлять обучение, развитие и социализацию детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы.
Ресурсы, имеющиеся в школе – это прежде всего кадровые: психологи, педагог-логопед, социальные педагоги. Также материально-техническое оборудование: кабинет психологической службы, логопедический кабинет, открыт ресурсный центр.
Мониторинг инклюзивных процессов проводится планово: в конце каждой четверти, полугодия, учебного года.
В 2014 году школа стала опорной по развитию инклюзивного образования в Целиноградском районе. Мы оценили преимущества инклюзивной школы:
-получение статуса экспериментальной площадки;
-сотрудничество с различными научными и общественными организациями, благотворительными фондами;
-включение детей с ООП и детей инвалидов во все сферы деятельности школы;
-формирование толерантного отношения учащихся и их родителей к детям с ООП;
При реализации инклюзивной практики школа сталкивается также с различными трудностями и рисками - кадровыми, материально-техническими:
- нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов
- отсутствие ставок тьюторов;
- нехватка кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;
Проанализировав реализацию программы инклюзивного образования на 2014-2020 годы, считаем возможным продолжение творческой деятельности, расширения возможностей ресурсного центра.
Паспорт
образовательной программы инклюзивного образования
«Инклюзивное образование в условиях массовой общеобразовательной школы»
|
Разработчик программы |
Государственное учреждение «Средняя школа №41 аула Кабанбай батыра» Адрес школы – 021810, Акмолинская область, Целиноградский район, аул Кабанбай батыра, ул Ы. Алтынсарина,6А Электронный адрес школы – kabanbai41@mail.ru. Директор школы – Сулейменова Б.К. Ответственный за реализацию Программы – заместитель директора по УВР, координатор инклюзивного образования Купенова Г.О. |
|
Сроки реализации Программы |
Сентябрь 2020 – май 2025 |
|
Цели программы |
Обеспечение реализации равных прав всех категорий лиц на получение качественного образования, социального развития, сохранения здоровья |
|
Основные задачи |
-Улучшить условия безопасной и комфортной жизнедеятельности детей, создать условия для инклюзивного образования -Совершенствовать нормативно-правовые и организационно-экономические основы и механизмы развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы -Повысить компетентность педагогов в вопросах обучения и развития детей, поэтапная переподготовка всех педагогов и специалистов (психологов, логопедов, социальных педагогов) по вопросам организации инклюзивного образования и работе с лицами с особыми образовательными потребностями -Обеспечить материально-техническое оснащение общеобразовательной школы, в том числе информационное -обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями -формировать толерантное восприятие участников образовательного процесса к детям с ООП -обеспечить переподготовку и повышение квалификации педагогического состава, занимающихся решением вопросов образования обучающихся с ООП |
|
Основные направления программы |
|
|
Источники финансирования программы |
|
|
Основные исполнители программы |
Координатор развития инклюзивного образования, учителя начальных классов, педагоги, логопед, психологи, социальные педагоги, медсестра |
Содержание программы:
1 группа – дети с нарушениями психофизического развития: нарушения зрения, интеллекта, речи, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами.
2 группа – дети со специфическими трудностями в обучении
3 группа – дети-инвалиды
- анализ выполнения индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися
- ведение коррекционной работы в тесном сотрудничестве с семьей
- оказание помощи обучающимся в профориентации, социальной адаптации
II. Информационное и учебно-методическое обеспечение
III. Организационно-функциональная структура управления программой
-дает оценку промежуточных результатов и хода ее реализации в целом
-осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации программы.
План мероприятий для реализации целей и задач Программы на 2020-2025 гг
|
Организационно-управленческие аспекты |
||||
|
№ |
Мероприятия |
Формы работы |
Сроки проведения |
Ответственные |
|
1 |
Обобщение результатов деятельности образовательного учреждения по развитию инклюзивного образования |
педсовет |
август 2020г |
Директор школы |
|
2 |
Совершенствование системы раннего выявления детей с ООП |
Связь с дошкольными учреждениями, психолого-педагогическое обследование, беседа с родителями при поступлении ребенка в школу |
Август-сентябрь 2020 |
Психолог, учителя начальных классов |
|
3 |
Формирование школьного компьютерного банка данных детей-инвалидов от 0 до 18 лет |
Анализ результатов обхода микрорайона |
август |
Социальные педагоги |
|
4 |
Создание рабочей группы по организации и внедрению новых подходов в обновленном содержании образования |
Приказ по школе |
Сентябрь 2020 |
Директор |
|
5 |
На основе нормативных документов продолжить разработку локальных актов, рассматривающих деятельность школы |
Приказы, положения, должностные инструкции |
В течение года |
Директор, координатор инклюзивного образования |
|
6 |
Рассмотрение вопроса о повышении роли школьного психолого-медико-педагогическогоконсилиума |
Малый педсовет |
Два раза в год |
|
|
7 |
Выявление готовности и способности педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развивать и совершенствовать необходимую профессиональную компетентность |
Собеседование Анкетирование |
|
Директор, координатор, завучи |
|
8 |
Реализация Стандарта оказания государственных услуг по организации обучения на дому |
Прием документов от родителей, консультирование |
Август 2020 г |
Координатор |
|
9 |
Обучение сотрудников на базе ОУ |
Практические семинары, посещение занятий |
По плану развития школы |
Методический совет |
|
10 |
Оформление и ведение документации, отражающей конечные результаты проводимых мероприятий |
Рабочая документация |
В течение 2020-2025 гг |
Координатор, службы психолого-педагогического сопровождения |
|
Информационное и учебно-методическое обеспечение |
||||
|
1 |
Создание адаптивной среды в школе. Формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса |
Классные часы, тренинги, беседы, консультирование |
В течение года |
Служба психолого-педагогического сопровождения, замдиректора по ВР, классные руководители |
|
2 |
Формирование банка данных передового опыта по инклюзивному образованию в Казахстане, области, районе |
Участие в совещаниях, семинарах, практических семинарах, обмен опытом |
В течение года |
Учителя начальных классов, педагоги, классные руководители, завучи, психологи, логопед |
|
3 |
Проведение кустовых совещаний в школах района, относящихся к нашей опорной школе по теме: «Организация работы педагогических коллективов в условиях реализации Государственной программы развития образования на 2020-2025 гг» |
Мастер классы Обмен опытом |
По графику |
Директор, координатор |
|
4 |
Изучение информации по развитию инклюзивного образования в рамках обновленного образования |
Самообразование, методическое портфолио по вопросу инклюзивного образования |
В течение года |
Педагоги, завучи по ВР,УВР, руководители МО |
|
5 |
Курсы повышения квалификации в НЦПК «Өрлеу» Акмолинской области |
Прохождение курсов |
В течение года По плану повышения квалификации |
Координатор, учителя, администрация |
|
6 |
Организация психолого-педагогического просвещения родителей -знакомство родителей с особенностями развития и воспитания ребенка с ООП, с нормативными и правовыми документами -псиологические тренинги |
Родительский лекторий, тренинги, консультирование |
В течение 2020-2025 гг |
Служба психологического сопровождения, специалисты по социальной защите в районе |
|
7 |
Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей |
Организация совместной деятельности, индивидуальные беседы, «Дни открытых дверей», совместное участие в массовых мероприятиях |
В течение 2020-2025 гг |
Классные руководители, социальный педагог, учителя |
|
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения |
||||
|
1 |
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения |
Малый педсовет |
Сентябрь 2020 |
Координатор, специалисты СППС |
|
2 |
Логопедическое обследование |
|
Сентябрь, декабрь, май |
логопед |
|
3 |
Исследование социальной среды школьников и их семей |
Посещение квартир, собеседование |
В течение 2020-2025 гг |
социальный педагог |
|
4 |
Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности |
|
Два раза в год учащиеся 1,4 кл при переходе в среднюю школу |
Служба психолого-педагогического сопровождения, учителя начальных классов |
|
5 |
Текущая диагностика |
Отслеживание динамики развития ребенка,оценивание выбранных путей, методов содержания коррекционной работы |
|
Служба психолого-педагогического сопровождения, |
|
6 |
Проведение мониторинга динамики развития детей |
Малый педсовет |
По итогам учебного года |
Директор |
|
7 |
Работа постоянно действующего семинара педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся» |
Тренинги, коучинги |
По плану специалистов службы сопровождения |
Координатор |
|
8 |
Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий |
Планы работы МО |
В течение года |
учителя начальных классов, учителя-предметники |
|
9 |
Проведение классных часов по воспитанию толерантности |
По плану воспитательной работы |
В течение 2020-2025 гг |
Классные руководители |
|
10 |
Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ |
Планирование Консультирование |
В течение 2020-2025 гг |
Педагоги |
Ожидаемые результаты
Индикаторы результативности