"Ақмола облысы Білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімінің Қабанбай батыр ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" КММ
КГУ «Общеобразовательная школа села Кабанбай батыр отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области»

Мы в социальных сетях

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Программа развития инклюзивного образования Государственное учреждение «Средняя школа № 41 аула Кабанбай батыра» Целиноградского района Акмолинской области Пояснительная записка

Программа развития инклюзивного образования

Государственное учреждение  «Средняя  школа № 41 аула Кабанбай батыра»

Целиноградского района Акмолинской области

Пояснительная записка

В школе организация инклюзивного образования является актуальной, так как здесь обучаются дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды (домашнее обучение).

Общее количество детей обучающихся в школе -  1227, детей с ООП -  57 (26%), из них детей-инвалидов – 14.

Виды нарушений

На уровне начального образования

На уровне основного образования

На уровне среднего общего образования

Нарушение речи

22

2

 

ЗПР

5

5

 

Нарушение ОДА

2

2

 

Слабослышащие

1

1

 

Слабовидящие

1

1

1

Нарушение интеллекта

2

6

 

Соматические заболевания

2

3

1

 

35

20

2

 

В настоящее время в школе с каждым годом увеличивается количество детей, которые относятся к категории лиц с особыми образовательными потребностями.

Данная программа является продолжением работы коллектива общеобразовательной школы  села Кабанбай батыр по обеспечению условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями, начатой в 2014 году.

Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование, гарантия прав детей на получение образования закреплена в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан:

- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» - 8 августа 2002 г.  № 345 (с дополнениями на 01.04.2019г)

- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г №319 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.06.2020г )

 

-Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»- от 11.07. 2002г №343(3 декабря 2015 г)

-Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13.04.2005г

   В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы определены основные цели повышения качества образования, предусмотрено 5 направлений, 11 задач, подчеркнута важность получения качественного инклюзивного образования.

Для реализации Программы школа располагает локальными актами:

- Положение об инклюзивном образовании

- Положение о социально-психологической службе

- Положение   о логопедическом пункте

- Положение об организации обучения на дому

- Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме

Анализируя деятельность школы за последние годы можно выделить следующие ресурсы, позволяющие осуществлять обучение, развитие и социализацию детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы.

Ресурсы, имеющиеся в школе – это прежде всего кадровые: психологи, педагог-логопед, социальные педагоги. Также материально-техническое оборудование: кабинет психологической службы, логопедический кабинет, открыт ресурсный центр.

Мониторинг инклюзивных процессов проводится планово: в конце каждой четверти, полугодия, учебного года.

       В 2014 году школа стала опорной по развитию инклюзивного образования в Целиноградском районе. Мы оценили преимущества инклюзивной школы:

-получение статуса экспериментальной площадки;

-сотрудничество с различными научными и общественными организациями, благотворительными фондами;

-включение детей с ООП и детей инвалидов во все сферы деятельности школы;

-формирование толерантного отношения учащихся и их родителей к детям с ООП;

При реализации инклюзивной практики школа сталкивается также с различными трудностями и рисками - кадровыми, материально-техническими:

- нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов

- отсутствие ставок тьюторов;

- нехватка кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;

Проанализировав реализацию программы инклюзивного образования на 2014-2020 годы, считаем возможным продолжение творческой деятельности, расширения возможностей ресурсного центра.

    

Паспорт

образовательной программы инклюзивного образования

«Инклюзивное образование в условиях массовой общеобразовательной школы»

Разработчик программы

Государственное учреждение «Средняя школа №41 аула Кабанбай батыра»

 Адрес школы – 021810, Акмолинская область, Целиноградский район,

аул Кабанбай батыра,

ул Ы. Алтынсарина,6А

Электронный адрес школы – kabanbai41@mail.ru.

Директор школы – Сулейменова Б.К.

Ответственный за реализацию Программы – заместитель директора по УВР, координатор инклюзивного образования Купенова Г.О.

Сроки реализации Программы

Сентябрь 2020 – май 2025

Цели программы

Обеспечение реализации равных прав всех категорий лиц на получение качественного образования, социального развития, сохранения здоровья

Основные задачи

-Улучшить условия безопасной и комфортной жизнедеятельности детей, создать условия для инклюзивного образования

-Совершенствовать нормативно-правовые и организационно-экономические основы и механизмы развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы

-Повысить  компетентность педагогов в вопросах обучения и развития детей, поэтапная переподготовка всех педагогов и специалистов (психологов, логопедов, социальных педагогов) по вопросам организации инклюзивного образования и работе с лицами с особыми образовательными потребностями

-Обеспечить материально-техническое оснащение общеобразовательной школы, в том числе информационное

-обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями

-формировать толерантное восприятие участников образовательного процесса к детям с ООП

-обеспечить переподготовку и повышение квалификации педагогического состава, занимающихся решением вопросов образования обучающихся с ООП

Основные направления программы

  1. Обеспеченность психолого-педагогического  сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного процесса.
  2. Информационное и учебно-методическое обеспечение
  3. Организационно-функциональная структура управления программой

 

Источники финансирования программы

  1. Бюджетные средства
  2. Спонсорская помощь

 

Основные исполнители программы

Координатор развития инклюзивного образования, учителя начальных классов, педагоги, логопед, психологи, социальные педагоги, медсестра

 

              

Содержание программы:

  1. Обеспеченность психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного процесса.
  1. Создание администрацией школы локальной нормативной основы психологического сопровождения, определение функций участников образовательного процесса.
  2. Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения при поступлении детей в подготовительные и первые классы, развитие детей в начальной школе (1-4 классы), при переходе в среднюю школу.
  3. Создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров.
  4. Формирование Банка данных по каждому ребенку:

1 группа – дети с нарушениями психофизического развития: нарушения зрения, интеллекта, речи, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами.

2 группа – дети со специфическими трудностями в обучении

3 группа – дети-инвалиды

  1. Проведение мониторинга динамики развития детей:

- анализ выполнения индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися

- ведение коррекционной работы в тесном сотрудничестве с семьей

- оказание помощи обучающимся в профориентации, социальной адаптации

II.   Информационное и учебно-методическое обеспечение

  1. Изучение информации по развитию инклюзивного образования, в том числе в рамках обновленного образования
  2. Формирование Банка данных по каждому ребенку с инклюзивной формой обучения
  3. Правовой всеобуч для педагогов
  4. Участие в семинарах, научно-практических конференциях по вопросам обучения, воспитания и социализации детей с ООП
  5. На основе ознакомления с рекомендациями НАО им. Ы.Алтынсарина разработать критерии оценки результативности деятельности педагогов, специалистов, классных руководителей, родителей в условиях инклюзивного образования
  6. Организация консультативных дней для родителей (законных представителей) детей с ООП
  7. Проведение тренингов, коучингов учителями предметниками, специалистами для педагогов школы, района.
  8. Разработка и перестройка существующих программ с целью адаптации для инклюзивного образования.

III. Организационно-функциональная структура управления программой

  1. С целью эффективного управления программой создана творческая группа по организации и внедрению инклюзивных практик в школе
  2. Спланированы курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей школы
  3. Контроль хода реализации программы осуществляет методический совет, который выполняет следующие функции:

-дает оценку промежуточных результатов и хода ее реализации в целом

-осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации программы.

План мероприятий для реализации целей и задач Программы на 2020-2025 гг

 

Организационно-управленческие аспекты

Мероприятия

Формы работы

Сроки проведения

Ответственные

1

Обобщение результатов деятельности образовательного учреждения по развитию инклюзивного образования

педсовет

август 2020г

Директор школы

2

Совершенствование системы раннего выявления детей с ООП

Связь с дошкольными учреждениями, психолого-педагогическое обследование, беседа с родителями при поступлении ребенка в школу

Август-сентябрь 2020

Психолог, учителя начальных классов

3

Формирование школьного компьютерного банка данных детей-инвалидов от 0 до 18 лет

Анализ результатов обхода микрорайона

август

Социальные педагоги

4

Создание рабочей группы по организации и внедрению новых подходов в обновленном содержании образования

Приказ по школе

Сентябрь 2020

Директор

5

На основе нормативных документов продолжить разработку локальных актов, рассматривающих деятельность школы

Приказы, положения, должностные инструкции

В течение года

Директор, координатор инклюзивного образования

6

Рассмотрение вопроса о повышении роли школьного психолого-медико-педагогическогоконсилиума

Малый педсовет

Два раза в год

  •  

7

Выявление готовности и способности педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развивать и совершенствовать необходимую профессиональную компетентность

Собеседование

Анкетирование

 

Директор, координатор, завучи

8

Реализация Стандарта оказания государственных услуг по организации обучения на дому

Прием документов от родителей, консультирование

Август 2020 г

Координатор  

9

Обучение сотрудников на базе ОУ

Практические семинары, посещение занятий

По плану развития школы

Методический совет

10

Оформление и ведение документации, отражающей конечные результаты проводимых мероприятий

Рабочая документация

В течение 2020-2025 гг

Координатор, службы психолого-педагогического сопровождения

Информационное и учебно-методическое обеспечение

1

Создание адаптивной среды в школе. Формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса

Классные часы, тренинги, беседы, консультирование

В течение года

Служба психолого-педагогического сопровождения, замдиректора по ВР, классные руководители

2

Формирование банка данных передового опыта по инклюзивному образованию в Казахстане, области, районе

Участие в совещаниях, семинарах, практических семинарах, обмен опытом

В течение года

Учителя начальных классов, педагоги, классные руководители, завучи, психологи, логопед

3

Проведение кустовых совещаний в школах района, относящихся к нашей опорной школе по теме: «Организация работы педагогических коллективов в условиях реализации Государственной программы развития образования на 2020-2025 гг»

Мастер классы

Обмен опытом

По графику

Директор, координатор

4

Изучение информации по развитию инклюзивного образования в рамках обновленного образования

Самообразование, методическое портфолио по вопросу инклюзивного образования

В течение года

Педагоги, завучи по ВР,УВР, руководители МО

5

Курсы повышения квалификации в НЦПК «Өрлеу» Акмолинской области

Прохождение курсов

В течение года

По плану повышения квалификации

Координатор, учителя, администрация

6

Организация психолого-педагогического просвещения родителей

-знакомство родителей с особенностями развития и воспитания ребенка с ООП, с нормативными и правовыми документами

-псиологические тренинги

Родительский лекторий, тренинги, консультирование

В течение 2020-2025 гг

Служба психологического сопровождения, специалисты по социальной защите в районе

7

Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей

Организация совместной деятельности, индивидуальные беседы, «Дни открытых дверей», совместное участие в массовых мероприятиях

В течение 2020-2025 гг

Классные руководители, социальный педагог, учителя

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения

1

Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения

Малый педсовет

Сентябрь 2020

Координатор, специалисты СППС

2

Логопедическое обследование

 

Сентябрь, декабрь, май

логопед

3

Исследование социальной среды школьников и их семей

Посещение квартир, собеседование

В течение 2020-2025 гг

социальный педагог

4

Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности

 

Два раза в год учащиеся 1,4 кл при переходе в среднюю школу

Служба психолого-педагогического сопровождения, учителя начальных классов

5

Текущая диагностика

Отслеживание динамики развития ребенка,оценивание выбранных путей, методов содержания коррекционной работы

 

Служба психолого-педагогического сопровождения,

6

Проведение мониторинга динамики развития детей

Малый педсовет

По итогам учебного года

Директор

7

Работа постоянно действующего семинара педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся»

Тренинги, коучинги

По плану специалистов службы сопровождения

Координатор

8

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий

Планы работы МО

В течение года

учителя начальных классов, учителя-предметники

9

Проведение классных часов по воспитанию толерантности

По плану воспитательной работы

В течение 2020-2025 гг

Классные руководители

10

Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ

Планирование

Консультирование

В течение 2020-2025 гг

Педагоги

 

Ожидаемые результаты

  1. Создание адаптивной образовательной среды для детей с ООП, в том числе с инвалидностью для получения доступного качественного образования
  2. Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ООП
  3. Развитие системы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном пространстве
  4. Повышение информационной компетентности родителей детей с ООП
  5. Создание коррекционно-развивающего пространства при социализации детей с ООП
  6. Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования

 

Индикаторы результативности

  1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей, педагогов (аналитические материалы)
  2. Результаты диагностики развития детей, уровня детско-родительских отношений
  3. Готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развивать и совершенствовать необходимую профессиональную компетентность
  4. Своевременность прохождения педагогами дополнительного профессионального образования по программам инклюзивной направленности
  5. Увеличение численности детей с ООП, участвующих в мероприятиях творческой, спортивной направленности
  6. Участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности
  7. Методическая поддержка учителей со стороны службы психолого-педагогической поддержки
  8. Система взаимодействия с другими организациями образования своего района

 

 

 

 


Текст