Тема «Общение с неприятными вам людьми»
Цель – отработать в ситуациях общения навыки психологической защиты от критики.
Задачи:
- способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;
- способствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию;
- развитие эмпатии и творческих процессов.
Оборудование: магнитофон, развивающая музыка, конверты помеченные, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Организационные моменты
Ведущий. «Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня нам предстоит положительное и интересное занятие, на котором, я надеюсь, вы узнаете много интересного и полезного для себя.
Сегодня вы узнаете, как вы сами того не ожидаете, можете спокойно давать отпор различным жизненным проблемам. Для кого то возможно я могу обидеть, заранее извиняюсь, но благодаря сегодняшнему дню вы выйдите из этого кабинета совершенно другими, а кто то и с другими взглядами на жизнь. Ну что начнем!»
1. Упражнение «Зато»
Цель – введение в темпоритм, атмосферу тренинга, тренинг спонтанное высказывание.
Ведущий кидает любому участнику тренинга мяч и просит продолжить фразы:
→ Я устала, зато…
→ Я небольшого роста, зато…
→ Я иногда не сдержан, зато…
→ Я ленива, зато…
→ Я застенчива, зато…
→ Я криклив, зато…
→Я молчалив, зато…
→ Я слишком уступчива, зато…
→Я не умею печь пироги, зато…
→ Я зануда, зато…
→ Я учитель, зато…
→ У меня нет домашнего телефона, зато…
→ На меня написала докладную, но зато…
→ Я опаздываю на работу, но зато…
→ Я не люблю слушать классическую музыку, зато…
→ Я слишком часто фантазирую, зато…
→ Я не очень хорошо пою, зато…
→ Я иногда впадаю в панику, зато…
→ Я несколько легкомысленна, зато…
→ Меня легко рассмешить, зато…
II Основная часть
Ведущий. Вы сейчас сидите в прекрасном помещении, большом и просторном. А на чем вы сидите? Правильно на стульях, я для вас на некоторых стульях спрятала конверты, пожалуйста, найдите эти конверты (участники находят конверты).
Перед началом ведущий просит открыть конверты тем, у которых конверты ни чем не помечены.
Ведущий. Любой контакт, который возникает между людьми, вызывает у них какие-то эмоциональные реакции. Давайте представим некоторые жизненные ситуации.
1. Упражнение «Чувства»
Цель – тренировка образно – чувственного мышления.
Ведущий. Прошу вас откройте белый конверт и продолжите фразу по кругу:
- когда я вижу человека, идущего мне на встречу, я чувствую…
- когда я вижу малыша, идущего мне на встречу, я чувствую…
- когда я вижу старенького дедушку, идущего мне на встречу, я чувствую…
- когда я вижу молодую пару идущую мне на встречу, я чувствую…
- когда я вижу, что мне на встречу идет мой сосед, то я чувствую…
- когда я вижу человека, с которым я поздоровался, но он меня не заметил, я чувствую…
- когда я вижу знакомого, который остановился и что то ищет у себя в кармане, я чувствую…
- когда передо мной человек, с которым я дружески поздоровался, приняв его за знакомого, но потом понял, что я ошибся, я чувствую…
- когда мне навстречу идет человек, с которым мне не хотелось бы встречаться, я чувствую…
- когда мне на встречу идет знакомый, с которым мы очень давно не виделись, я чувствую…
- когда мне на встречу идет человек, который разговаривает сам с собой, я чувствую…
- когда я вижу, что мне на встречу идет мужчина (женщина), с которым (ой) у меня был в прошлом роман, я чувствую…
- когда я вижу, что мне на встречу идет человек с полными сумками в руках, я чувствую…
2. Какие разные шли навстречу люди, и они вызывали самые разные эмоции. А вот к вам подходит знакомый человек и произносит слова, которые находятся в помеченном конверте, откройте его и прочтите в слух по очереди и дайте реплику в ответ.
● Тебе не идет эта прическа!
● У тебя не умное выражение лица!
● Какой ты худой и длинный!
● Слушай, ты ужасный зануда!
● Ты производишь впечатление легкомысленного человека!
● У тебя мятый костюм!
● А ты вообще безвкусно одета!
● У тебя какая-то неуклюжая походка!
● Что ты молчишь, как будто ни каких умных мыслей нет в твоей голове!
● А ты слишком болтлива и производишь впечатление поверхностного и легкомысленного человека!
● Такое впечатление, что ты слабый человек и не умеешь постоять за себя!
● Вечно ты такой никчемный – что ни попросишь, все делаешь кое-как!
● А ты слишком о себе высокого мнения, хотя на самом деле ничего собой не представляешь!
● Ну ты и бессовестный!
● Ну ты бестолковая!
● Привет, сонная муха!
3. Ведущий. Я по отношению к вам сейчас, честно надо признаться, была несправедлива. Мои слова, возможно, кого-то обидели. Чувство обиды – это основная причина любого конфликта. От чего наши обиды зависят? От целого ряда причин:
- от нашего личного восприятия обиды (про одного говорят « а с нее как с гуся вода», а про другого «уж слово ей не скажи, обидится!»);
- от того, насколько мы себя контролируем;
- от значимости обидчика (одному человеку мы можем позволить делать нам какие то замечания, а другому нет).
Но это все на столько пустое, ведь вы еще проигрываете ту сцену, которую хотите высказать обидчику, а он уже и забыл; вы и ночью в постели повторяете слова, которые ему при встречи выскажите, а ваш обидчик даже не вспоминает о том, что вас как то задел или оскорбил.
Обратите внимание на себя, на то ведь когда вы счастливы или посвящаете минуты только себе, ведь в этот момент вы ведь не хотите с кем то конфликтовать или кого то задеть? Конечно нет.
И для завершения я попрошу всех встать со своих стульев. Сейчас для вас я подготовила разминку для разгрузки.
Включается музыка «АРАМ ЗАМ ЗАМ» и все повторяют за движением ведущего.
Завершение занятие.
Ведущий. Я прошу вас всех: запомните те пару минут, которые вы выполняли разминку, ведь в эти минуты вам было весело, и вам было смешно выполнять и повторять их за остальными. Видеть ошибки других и чувствовать свои, но от этих ошибок вам ни какого дискамфорта не составило все эти минуты. Вот так и обида, от нас зависит хотим мы ее видеть в себе или нет. Спасибо всем за участие в этом тренинге.