"Ақмола облысы Білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімінің Қабанбай батыр ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" КММ
КГУ «Общеобразовательная школа села Кабанбай батыр отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области" 

Біз әлеуметтік желідеміз

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

22.05.2018

  Из истории развития системы народного образования Целиноградского района.

     Невозможно понять и правильно оценить современный ход развития народного образования без знаний его истоков. В историческом прошлом можно найти корни, проследить становление и формирование педагогических явлений и систем, получивших свое наиболее полное выражение и зрелость в наши дни. Система народного образования Целиноградского (до 1961г Акмолинского) района развивалась в волнующие 50-60 гг., романтические 70-е годы, социалистические 80-е, перестроечные 90-е годы, продолжает развиваться в ХХI веке.

В  конце 50-х начале 60-х годов перед школой были поставлены практические задачи: дать учащимся трудовое

воспитание, ориентировать на получение определённой профессии. Начала осуществление реформа управления школами.

Вместо семилетнего образования  вводилось всеобщее обязательное 8 –летнее образование. С 1958 по 1964 гг. начинается первая широкомасштабная реформа школы  и  первый опыт перехода к профильной профессиональной школе.

В этом нелёгком труде приняли участие такие замечательные люди, как Калиев Жакуш Калиевич- заведующий РОНО, директора школ: Ерзиков Н.Г. (с.Рождественка), Бурбах А.В. (с.Жалгизкудук), Чуйко В.И. (с.Максимовка),

Ахметов С.А.(с.Черкар), Колесникова (с.Кирово) и др. Одной из первых школ, выдавших аттестат о 10-летнем образовании, была Рождественская средняя школа. Её первый выпуск состоялся в 1956 г. А тот факт, что среди 14 первых выпускников были учащиеся из сел  Рождественка, Романовка, Красноярка, свидетельствовал о том, что средних школ в районе было единицы. Выпускники школы с аттестатами получали свидельство тракториста-машиниста широкого профиля.

Одной из важных задач, тоящих перед отделом образования, была задача обеспечения школ педагогическими

кадрами. Была взята ориентация  на профессию педагога. По инициативе отдела образования на базе Рождественской школы в 1961-1962 гг. был открыт педагогический класс, в котором обучались учителя района, не имеющие специального образования. А в 1964-1965гг. профессию учителя начальных классов приобрели выпускники школы. Нужно отметить то, что отдел образования доверил совсем молодым девушкам и юношам обучение и воспитание малышей. Для большинства из  них эта профессия стала делом всей жизни, и они не изменили ей. Они были направлены в те школы, где остро ощущался дефицит кадров  начального  звена. Выпускники направлены были в Тайтюбинскую школу (Волкова Т.Ф. и Лер И.), в Челкарскую -Бацмановская Н.Ф., Красный флаг (Оразак)- Редькина Т.,в отделение совхоза «Октябрь» Борлыгуль -Эйхман Эльвира, Романувскую –Краузе П., Калинискую-Бриль Ф.И., Петрова Э.М. – в Малиновскую, затем в Мичуринскую, Красноярскую – Шнарр Гермина и др. В дальнейшем они получили среднее специальное и высшее образование, многие вернулись в родное село. Так, например, Шнарр Гермина работала в детском саду Рождественского элеватора «Светлячок», Миронова Н.Ф (Бацмановская) стала одним из лучших учителей начальных классов Рождественской СШ, Тиль Т.Ф (Волкова) долгий период работала в районном филиале вечерней районной школы в Рождественке, затем в УКП, учителем химии в средней школе. Марьина Ж.Б работала в вечерней школе,8-летней и средней школе в качестве учителя русского языка и литературы. Продолжает обучать детей на дому. Беликова Т. (Редькина)на августовской конференции 1994г была отмечена как лучшая учительница Краснофлагской школы. Ориентация на профессию педагога нашла свою поддержку в районе, затем в области в последующие годы :проводились районные и областные педагогические олимпиады. Одними из первых в них принимали участие учащиеся Кировской СШ, Малиновской СШ, Рождественской СШ.

В связи с реконструкцией колхозов в совхозы в районе было широко развернуто строительство зданий

общеобразовательных учебных заведений: типовые школы появились в Жалгизкудуке, Романовке, Максимовке, Приозерном и т.д. Только в Рождественке за короткий период появилось три типовых здания. Большим событием было введение в строй в 1965г. школы –клуба на 320мест, в строительстве которой приняли участие студенты Московского авиационного института. В течение 10 лет в нем размещалась Рождественская 8-летняя школа, возглавляемая опытными организаторами Новиковым В.К, Фишер Г.Н. Данному зданию в 2015г. исполнилась 50лет, в нем обучается около 400 учащихся начальной школы. В 1960г. было сдано в эксплуатацию здание средней школы.

В июне 2016 г СШ№41 аула Кабанбай батыра (ранее Рождественская СШ) проводила в большую жизнь свой 60-ый выпуск. За этот период школу возглавили 4 директора: Ерзиков Н.Г, Ольяш В.Г (выпускник школы), Лузанова С.Н, Сулейменова Б.К. (выпускница школы), что  способствовало преемственности и сохранению традиций.

В 1973г. было принято постановление «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы», обязываюшее иметь в каждом крупном совхозе среднюю школу. По-прежнему уделялось большое внимание трудовому обучению. Во вновь построенных школах в первую очередь уделялось большое внимание оборудованию мастерских для работы по дереву и металлу, приобретались станки, соответствующие  программам трудового обучения. Кроме того, нужно было уделить внимание специалистам трудового обучения, так как многие учителя не имели специального образования. Школы направляют своих выпускников в вузы. Прекрасными специалистами трудового обучения стали выпускники Рождественской СШ Вагнер Я.А и Рамих Ю.А.

В связи с тем, что был определен курс на переход ко всеобщему среднему образованию, отделом образования уделяется большое внимание переходу на кабинетную систему. В первую очередь укреплялась материальная база по предметам естественно-математического направления. В районе работали прекрасные специалисты: Литвяков В.М.-учитель физики Рождественской СШ, Козак Р.Т.-учитель математики Рождественской СШ, учитель химии Рождественской восьмилетней школы Яблокова Т.Н, Дубинская Я.Б.- учитель химии Рождественской СШ, учителя химии и физики Малиновской СШ Дахова, Буланов, Корчагин Ю.И.-учитель физики Кировской СШ.

Отдел образовнаия устанавливает тесную связь с институтом повышения квалификации(директор Топорков) для 

переподготовки кадров. Открывалась возможность подовать заявки на использование фильмотеки института, так 

как школы получили кинопроекционную аппаратуру, диапроекторы . С целью улучшения учебно-вопитательного

процесса в школах создавались кабинеты технических средств. Такой кабинет функционировал в Рождественской СШ (руководитель Ерзиков В.Н.) Объединяются усилия предприятий всех слоев общества в деле коммунистического воспитания молодежи. На предприятиях на видном месте вывешивались газеты «Вести школы»,комсомольцы совхозов вели индивидуальную работу с трудными.  В районе начал накапливаться опыт совместной работы предприятий и школы для создания условий по осуществлению всеобуча. Один из ярких примеров-содружество производственного объединения по птицеводству и школы в Малиновке (Шарф И.И. и Кунникова В.В.), обеспечению необходимой материально-технической базы. 

В селе произведена была реконструкция старого здания, построена пристройка. Под руководством Куинниковой В.В. школа становится инициатором всех начинаний в районе. Опыт создания кабинетной системы в школе

был обобщен не только в районе, но и в области. Их опыт перенимали и школы города Целинограда. Уделялось

в районе должное внимание оснащению кабинетов инстранного языка лингафонной аппаратурой. В селах с компактным проживанием немецкого населения(Жангизкудук, Романовка, Рождественка)было введено обучение немецкому языку как родному. В Рождественской школе работали талантливые учителя немецкого языка Грисман Э.Ф., Эбауэр И.И.,Наймиллер Л.А.,Штейнгауер Е.Г. Их опыт обучения родному(немецкому) языку обобщался в районе. На базе школы проводились областные семинары.

С целью успешного решения вопросов всеобуча в районе была открыта районная заочная вечерняя школа, затем стал работать УКП(учебный консультационный пункт).Руководители  в районе Кремер П.Г.,Шаповалова Л.Г. Только через филиал в Рождественской СШ документы о неполном среднем образовании, среднем образовании получили более 100человек. Здесь работали опытные учителя Унру И.Ф., Штриккер Л.Р.,Тиль Т.Ф., Калабаева А.К.,Марьина Ж.Б., Николаева М.Б. 

Два раза в год проводились экзаменационные сессии. Обучающихся на период обучения освобождали от работы. Позднее введена была форма обучения «экстернат» при средних школах, определенных опорными приказом РайОНО. Одной из таких была Рождественская СШ.

При многих средних школах открываются пришкольные интернаты, работа которых находилась под пристальным вниманием не только отдела образования, но и исполнительных органов. Одним из лучших в районе был пришкольный интернат в Челкаре (Елюбаев И.Е.). Работали интернаты в отдельно отведенных помещениях в

Романовке, Красном флаге(ныне Оразак). До сих пор работает интернат при СШ №41 аула Кабанбай батыра (ранее Рождественка).В 1976 году при объединении восьмилетней и средней школы в среднюю в здании был отведен второй этаж бывшей восьмилетней школы под интернат, в нем проживало 120человек из сел Майбалык, Бощегуль, Борлыгуль, Ворошиловка, Нура. Ныне проживают дети из Сары-Адыра и Преображенки. Контроль за выполнением всеобуча был жестким.(инспектор РайОО Мирошниченко Л.)

Районным отделом образования уделялось должное внимание внешкольному образованию.

На базе Рождественской восьмилетней школы была открыта районная детско-юношеская спортивная школа,

одним из первых руководителей которой был Болотин В., завучем Штриккер Д. Эта  школа вырастила нескольких мастеров спорта. Например, мастерами спорта по велогонкам стали Заикин В., Филиппи О. Позже ее возглавлял Костенко Ю.В., центр был перенесен в Малиновку. Уже в 90-е годы в районе действовало 16 филиалов спортивной школы по 12 видам спорта с общим охватом 1320 учащихся.

С целью формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей большое внимание уделялось эстетическому воспитанию. На базе Малиновской СШ начала работу районная детская музыкальная школа (руководитель Технорядов), филиал существовал в Рождественке по классу баяна (руководитель Гисвайн И.).

Начала свою работу станция юных натуралистов. У истоков ее создания была Параскунова М. В. Она

просуществовала до 1997г.Начинала свою работу на базе Максимовской, Новоишимской средних школ. Ежегодно

проводились выставки «Юные дары природы», учащиеся занимались опытнической работой на пришкольных участках. В районе был обобщен опыт опытнической работы на пришкольном участке в Максимовской СШ под руководством Можаевой О.И. В Рождественке опытнической работой руководила учитель биологии Борисова Л.Э. Именно учащиеся данных школ принимали участие в  республиканском крнкурсе «творчество юных». В Рождественке начинает работать районная детская библиотека(Лейман Л.Д). С целью ликвидации второгодничества и оказания помощи семье во многих школах работали группы продленного дня с бесплатным питанием. В 70-80 годы в районе уделяется большое внимание воспитанию и профориентации сельских школьников. В районе была ставка методиста по трудовому обучению.

Долгие годы им была Хамзина К.Е. В школах изучались основы агротехники и животноводства, создавались ученические бригады, которые становились структурным подразделением хозяйства. В районе регулярно проводились конкурсы по профессиям: юные дояры(куянды), овощеводы, полеводы.

Заслуживал внимания опыт работы одной из первых ученических бригад в совхозе Красноярский-директор школы Бурбах А.В. В совхозе Октябрь на производстве существовали классы по подготовке механизаторов, доярок, овощеводов. На базе школы работал филиал Елизаветинского СПТУ №15, юноши в летний период работали в поле на поливе под руководством наставников (Винтенбах А.Э., Шель Б.), девушки летом заменяли доярок, которые уходили в отпуск, также проходили производственную практику в теплицах совхоза и школы. 

Работала производственная бригада «Факел» по выращиванию кормовой свеклы.

В 1982 году на базе Целиноградского района прошел Всесоюзный слет ученических бригад, где Досмагамбетова Карлыгаш,  ученица Рождественской СШ, заняла первое место  в конкурсе доярок. В 1986 г. на базе

Рождественской и Малиновской школ прошел Республиканский семинар по трудовому обучению. Таким образом, в первой половине 80-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. С целью расширения подготовки квалификацированных рабочих в системе профессионально-технического обучения школы района должны были комплектовать Елизаветинской СПТУ №15, что шло с большим трудом. Но филиал, созданный в Рождественской СШ, в котором после 9 кл обучались учащиеся Рождественской, Романовской, Красноярской средних школ в какой-то мере решал данную проблему и помогал совхозам в комплектовании кадров механизаторов. В начальных классах создавались кабинеты ручного труда. В 8-9 классах было введено изучение курса «Основы производства. Выбор профессии», вводился производительный труд. В 1988г. было признано необязательным проведение профессионального обучения в 10-11 кл., прекращено преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии». В 80-е годы районным отделом образования уделяется внимания развитию сотрудничества с высшей школой.

С лекциями, практическими советами выезжали в школы преподаватели кафедры педагогики и психологии Целиноградского пединститута: Зязин Б.В.,Чиркова Т.И.,Родионова В.Н.  Именно они были инициаторами проведения педагогических олимпиад  среди школьников с целью профотбора. На данной кафедре позже

работала выпускница нашей школы и института Грибушенко С. П. под руководством Дмитренко Е.А. Позже

она  стала проректором по научной работе. В 1984 году начинается очередная школьная реформа. Вводится четырехлетняя школа с началом обучения с 6 лет, но сохраняется и трехлетняя школа с началом обучения с 7лет.

В трехлетней школе продолжают действовать учебники 1970-х гг. с внесенными в них коррективами. Шестилетние дети с 1987г. находились в школе целый день, для них были отведены учебные классы, спальни, столовые.

Укреплена материальная база. Помощь оказывали базовые предприятия.

С 18 января 1992г. вступил в силу первый Закон РК «Об образовании». Районный отдел образования

продумывает  возможность создания учебных заведений нового типа. В Малиновской  СШ (Середа С.С.), Рождественской СШ (Лузанова С.Н.) были открыты прогимназические классы, дающие возможность работы с одаренными детьми. Результаты работы в Рождественской СШ после выпуска -9 грантов, 2- кредитная основа, остальные платные. Качество образования во многом определялось умелой организацией образовательного процесса в начальной школе, где закладывалось 50% умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Под руководством методиста РайОНО по начальным классам Плаксиной М.В. была создана творческая группа учителей в составе Будановой Н.В.(Рождественская СШ), Краевской Н.Г.(Малиновская СШ), Дьяченко(Кировская СШ), Палуха Г.А.(Интернациональная школа). Именно благодаря этим педагогам  в районе начинает развиваться

научно-методическая мысль. Буданова Н.В. являлась руководителем районного методического объединения учителей начальных классов. В районе был обобщен ее шестилетний опыт по теме: «Развитие орфографической грамотности  школьников». Опираясь на опыт московской учительницы Е.Н.Потаповой, она сумела нетрадиционным способом обучить детей письму. Интерес к этой технологии в обучении учащихся младших классов оказалися высок.

В школу к ней часто приезжали молодые специалисты для изучения передового опыта.

Будучи завучем по начальным классам, она стремилась передать свой опыт коллегам. Неслучайно Парыгина А.Г.

стала победительницей областного конкурса «Учитель года» и вместе с Будановой Н.В. представить не только район, но и область на республиканских педчтениях в марте 1991г. в г.Алма –Ата. Нужно отметить, что такая

форма обобщения была популярна в период руководства областным отделом образования Гуляевым. Он возглавил большую группу учителей  школ города, сельских школ, преподавателей Целиноградского педагогического института на республиканских  чтениях в 1975г.; среди них были учителя Рождественской СШ, Учхоза.

На сложных этапах реформирования и модернизирования системы образования районный отдел образования  возглавляли Бурбах А.В. (конец 70-80годов), Игенбаев Б.К. ( с конца 80-х годов). Они воспитали целую плеяду

талантливых педагогов, которые были в резерве руководящих кадров, сформировали в них лидерские качества.

Среди них можно отметить Шишко Л. Б., которая проделала путь от завуча по воспитательной работе, завуча по науке до директора СШ №5 с.Акмол. Талантливый организатор творческих дел, находящаяся в постоянном  поиске, ее вклад в методическую копилку района, идей и их практического воплощения неоценим.

Шеленжек Е. А.- учитель физики с 1978-1986г. – директор Интернациональной средней школы, 1986г.-1996 г. -директор Акмолинского областного института усовершенствования учителей и с 1997-заместитель руководителя образования Акмолинской области. Можаева Ольга Ивановна -учитель биологии Максимовской СШ, имеет ученую степень кандидата наук. Имела опыт  глубленного изучения биологии, руководства исследовательской  деятельностью учащихся, завуч, затем директор данной школы, в последующем заведующая Целиноградским Рай ОО. Вместе с методистами района  она уделяла большое внимание работе по развитию системы управления  современной школой через учебу директоров на базе передовых школ  района. Работая заместителем 

директора  «Национального  Центра  оценки  качества»  привлекала  учителей района к  исследовательской  деятельности. Ахметов К.Е. долгие  годы был  директором школы сел Аганас и Романовка. Работа 

коллективов данных школ высоко оценивалась отделом образования. В настоящее время он является 

заведующим образования  Целиноградского РОО.

1985-1987 гг. –наблюдался подъем общественного движения, распространение новаторского педагогического опыта. Научно-методическая мысль была направлена на разработку различных видов развивающего обучения, изучение теоретических основ проблемного обучения, дифференцированного обучения. Привлекательна была основанная в 1986г. педагогика сотрудничества, технология организации познавательной деятельности, опорные схемы уроков Лысенковой, А.В Шаталова, Меженко,коллективное воспитание через КТД, творческий  производительный  труд и т.д. Результаты  подводились в 90-е годы. В Малиновской и Рождественской школах были созданы классы ускоренного обучения по медодике Зайцева, что давало возможность 4-хлетний  период обучения в начальной школе пройти за 3 года. Технологии на основе системы эффективных уроков осваивали учителя математики Рождественской СШ. Заслуживала внимания работа учителя математики Николаевой М.Б.(по методике Окунева). Ее путь в профессию начинался с одиннадцатого педагогического класса, окончания ЦГПИ. Переехав в Калининград, будучи на пенсии, она была востребована, перенесла туда свой опыт и опыт лучших учителей математики Целиноградского района. Ольяш В.Г., учитель физики Рождественской СШ, осваивал методику Шеймана. Его опыт изучался через районные и областные семинары. Переехав на жительство в Саратовскую область, успешно подтвердил свою высшую категорию. Эти примеры- яркое свидетельство того, насколько высок был потенциал педагогов Целиноградского района, оценка работы методической службы РайОО. В Жангизкудукской школе начала осваиваться лекционно-семинарская зачетная система (Есимова С.Б.,учитель математики, директор школы). Опыт этой школы показал, что зачетная система контроля оправдывает себя. Методическим кабинетом изучен и обобщен был опыт учительницы начальных классов Малиновской СШ  Краевской Н.Г. по технологии опережающего обучения. В районе работал творческий коллектив учителей русского языка и литературы. Это Кирилишина В.А(Новоишимская СШ), Митяшина Н.М. (Жангизкудукская  школа) продолжает работать, Кучинская Р.Г.(Малиновская СШ). Работа учителей русского языка и литературы Рождественской СШ Ольяш В.Д. (учитель-методист), Плотниковой Г.В. (старший учитель), Марьиной Ж.Б. был обобщен районным методическим кабинетом. На базе школы проводились семинары, осваивалась методика преподавания казахской литературы. С начала 70-х гг. уделялось большое внимание работе районного методического кабинета (запомнилась работа под руководством Югай А.И. и Финк В.Д.). В 1997 году, в связи с трудностями в социально-экономическом плане, методический  кабинет был ликвидирован. Вся методическая работа в районе была переложена на опорные школы: Фарфоровскую СШ, Рождественскую СШ, Жангизкудукскую СШ,Кировскую СШ, Софиевскую СШ, Краснофлагскую СШ, Новоишимскую СШ.

Мои воспоминания посвящаются людям, учителям, которые сыграли огромную роль в профессиональном становлении меня и многих представителей  образования  Целиноградского  района, оставив добрый след  в

сердце.

Бурбах А.В, Игенбав Б.Н-заведующие районным отделом образования. Они возглавляли районный отдел образования на сложных этапах реформирования и модернизирования системы образования. Именно благодаря этим людям в Рождественской СШ были созданы все условия для выполнения всеобуча. Она являлась комплексом, в котором под одной крышей решались проблемы дошкольного воспитания(предшкола), подвоза учащихся (интернат), охвата молодежи, не имеющей необходимого образования (заочная вечерняя школа, УПК), подготовка

учащихся к труду, выбору профессии (филиал Елизаветинского СПТУ), сеть внешкольных учреждений. Игенбаев

Б.И. стоял у истоков создания классов с казахским языком обучения в отделениях Ворошиловка, Кызылжар, развитию малокомплектной школы «школа-детский сад» в Кызылжаре.

Оба верили в творческие силы педагогического коллектива и вдохновляли  педагогов  на творчество вместе с

методической службой района. Ерзиков Н.Г -один из опытнейших директоров района, заложил традиции школы, завещая их приумножать и беречь. Кунникова В.В- директор Малиновской СШ. Именно к этой школе тянулся коллектив нашей школы. Еще при Ерзикове Н.Г. коллективы дружили. Дух соперничества заставлял работать творчески.

Комар С.И, инспектор РайОНО, председатель профкома учителей района, справедливый творческий человек,

одна из инициаторов многих профессиональных конкурсов в районе.

2. Инновационные технологии не так новы, как кажется. Они начали еще создаваться в 20–е годы ХХ века, но активно начали использоваться только в конце 70-80-х годов на Западе и в 80-90-е годы на территории постсоветского пространства. В 80-е годы ХХ века сформировалась группа ученых-новаторов, каждый из которых имел свои новации в обучении и развитии детей, дававшие высокие результаты.

Вместе с тем они имели общие черты: приемы активизации и облегчения учебной работы школьника, разработка средств управления познавательной деятельностью (опорные схемы, сигналы), изучение материала крупными блоками и другое. К тому же учителя-новаторы проявляли стремление сменить позицию учителя с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало название их ведущему направлению- педагога сотрудничества.

В школе широко изучался опыт педагогов новаторов и находил свое применение в работе лучших учителей,

осваивающих передовые технологии. В числе выдающихся представителей гуманно-личностной технологии следует назвать Ш.А. Амоношвили- новатора эксперементального обучения учащихся начальных классов.

Элементы его приемов обучения учащихся начальных классов нашли свое применение на уроках учителя Парыгиной А.Г., Будановой Н.В., Гаан Э.В..

В школе начинается эксперемент по технологии раннего и интенсивного обучения грамоте (автор данной

технологии педагог-новатор Н.А.Зайцев). Данная технология основана на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивала высокую результативность.

Решением педагогического совета от 28 августа 1992 года был открыт первый класс по новой методике «Кубики Зайцева». Доверен был эксперемент Будановой Н.В.. Одной из проблем, над которой работала учительница, являлась тема: « Оптимальное чтение- основа успешного обучения». По технологии Н.А. Зайцева она работала 17 лет. Этот прием обучения чтению по кубикам Зайцева способствовал успешному развитию навыков чтения учащихся начальных классов.

Учителей начальных классов заинтересовала технология опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой. Комментированное обучение выступало против молчаливого присутствия учащихся на уроке. Поэтому добавились новые технологические приемы, как думанье вслух, ответы с места, поурочный балл, опорные сигналы обучения.

Новые программы, вводимые в начальную школу, были основаны на развивающем обучении. Поэтому возник

интерес к теоретическому изучению к практическому применению системы развивающего обучения педагога-психолога Л.В. Занкова. Главное- возрастала активность, исчезала скованность даже «слабых» учащихся. Хороших результатов добивались учителя начальных классов Садырбаева А.К., Демура Г.И., Гаан Э.В., Буданова Н.В., Парыгина А.В., Сутула Г.А., работая над обучением орфаграфической зоркости по методике Потаповой Е.Н..

Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учетного материала В.Ф. Шаталова

заинтересовала учителей математики и физики. Учитель Ольяш В.Г. посетил в г.Донецке уроки В.М.Шеймана, последователя В.Ф. Шаталова. Его привлекли такие его основные методы работы:

- составление конспекта, его роль в обучении учащихся;

- парные формы работы на уроке;

- новые формы опроса на уроках с использованием ТСО.

В 1990 году Ольяш В.Г. провел областной семинар учителей физики. Результаты его работы получили

высокую оценку методистов областного института усовершенствования учителей, коллег.

Технологии на основе эффективных уроков использовала учительница математики Николаева М.Б.. Ею использовался опыт А.А.Окунева, опирающийся на психологическую теорию поэтапного формирования умственной деятельности Гальперина, Талызина.

Непрерывный контроль, оценка знаний приучила школьников к систематическим занятиям, выработке навыков

умственного труда, заставили учащихся учиться сознательно.

Принцип гласности- постоянный контроль и отражение результатов в виде оценок на экране открытого учета,

вывешенного в классе- является важнейшим фактором побуждающим учеников к регулярной работе над учебным материалом.

Результаты срезовых знаний, контрольных работ в классах, где работала Николаева М.Б., были намного выше, чем в параллельных классах.

В центре внимания педагогического коллектива была проблема руководства самообразования учащихся.

Заслуживала внимания методика формирования приемов работы с отдельными источниками информации учительница русского языка и литературы Отт Г.П.. Ей было присвоено звание «Учитель-методист». Особое внимание на ее уроках уделялось критическому осмыслению прочитанного, оценке. Ее учащиеся умели

написать рецензию, аннотации.

Система преподавания литературы как предмета формирующего человека учителя литературы школы №84 Санкт-Петербурга Е.Н. Ильина была близка учителям русского языка и литературы Ольяш В.Д., Плотниковой Г.В.. Их уроки целенаправленно были подчинены нравственному воспитанию обучающихся, использованию проблемных

методов обучения (вопросы-проблемы), ролевому участию учащихся в ходе проведения урока (консультанты, коллективный поиск решения проблем).

Учителя русского языка и литературы использовали в своей работе опыт учительницы г. Целинограда Мурзиной

по работе со справочной литературой. Обощен был опыт Белобровой Н.Ф.. Кроме того методическим советом школы обобщался передовой опыт учителей русского языка и литературы по следующим темам:

- дифференцированное обучение (Ольяш В.Д.- учитель-методист);

- проведение нестандартных уроков ( Плотникова Г.В.-старший учитель);

- тематический учет знаний, технологическая карта как способ оценки и учета ЗУН учащихся (Дементьева В.А.)

Игровые технологии широко применялись на уроках иностранного языка (Грисман Э.В., Эбауэр И.И., Наймиллер

Л.А.), учителей казахского языка (Жакупова А.А., Есенберлинова Б.К., Маулиева Ш.К.). На уроках казахского языка использовалась народная педагогика.

В школах была разработана концепция организации сотрудничества в педагогическом процессе, разработана

программа развития межпредметных учебных умений для учащихся 1-9 классов, научно-методическая программа работы с учителями, разработаны методические комментарии к программе общеучебных умений.

3. Основные идеи педагогики сотрудничества нашли свое применение в работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя математики, ныне директора школы Сулейменовой Б.К. Это прежде всего:

-дифференциация учебного материала и обеспечение свободного выбора учащимися уровня сложности заданий;

- изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных форм и методов обучения;

- обучение учащихся самооценке своей деятельности.

Работая над проблемой «Организация учебной деятельности учащихся на уроках математики, разработала

свою систему уроков, систему оценки знаний, умений учащихся, тематическое планирование учебного материала, применяет рейтинговую систему знаний учащихся.

Следующие показатели свидетельствуют о наличии Учитель. Он всегда в нашей памяти. Заметают снега следы на тропинках ,ведущих к школе, отделу образования, залечивает время раны, оставляя в памяти тех, кто не придет уже никогда . Но  их  благородное дело продолжают последующие поколения.  

Лузанова С.Н.-ветеран  педагогического труда.

 

 

Просмотров: 1555


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст